Вызванный пандемией COVID-19 карантин пока не вызвал глобальных изменений на рынке труда. Но СМИ, эксперты и обычные люди в чатах, соцсетях и на кухнях продолжают обсуждать, что будет с работой в ближайшие месяцы и годы. В этой статье расскажем, что сейчас происходит с рынком труда, что с ним будет в ближайшее время и каковы перспективы перевода сотрудников на удаленную работу.
Будет особенно полезно владельцам бизнеса, эйчарам и другим специалистам, которые работают с удаленщиками.
Как пандемия COVID-19 повлияет на бизнес: два взгляда на проблему
Когда появились первые ограничения и стало понятно, что карантин, скорее всего, затянется, мир диджитал разделился на два лагеря.
Одни заговорили о грядущей цифровой революции. Сейчас компании оценят преимущества распределенного офиса, люди − работу из дома, цифровая экономика взлетит в космос со скоростью SpaceX, а вместе с ней и спрос на специалистов. Содиректор холдинга Veon, которому принадлежат «Вымпелком» и «Билайн», Каан Терзиоглу, например, говорил, что компании не хватает человеческих ресурсов, чтобы освоить запланированные бюджеты.
Правда, заявленная и реальная готовность работать с удаленщиками − не одно и то же. На площадках с работой «Билайн» ищет только низкооплачиваемых менеджеров по продажам услуг широкополосного интернета. Остальные вакансии требуют физического присутствия в офисе.
Другие представители бизнеса были настроены осторожнее. Даже пессимистично. Карантин нарушил работу системы транспортной логистики, обрушил мировые цены на нефть и курс рубля. Российский бизнес фактически остался с пандемией один на один. Некоторые отрасли парализовало. Слабые игроки закрылись еще в апреле. Опасения звучали даже от крепких сетевых франшиз. Основатель сети фастфуда «Теремок» Михаил Гончаров, например, написал открытое письмо к государству с призывом о помощи. Представители бизнеса говорили, что в таком режиме выдержат максимум два-три месяца. О какой работе с удаленщиками и развитии можно говорить, если задачи на год сужаются до простого выживания?
Но интересно, что панические настроения в СМИ и ленте «Фейсбука*» были особенно заметны в конце апреля − начале мая. Ощущения стороннего наблюдателя подтверждают представители бизнеса и площадок с вакансиями для удаленных специалистов.
Василий Крылов, сооснователь SMMplanner.
У нас сейчас ситуация нормальная. Работаем на уровне февраля-марта. Была просадка примерно на 10 % в первые недели карантина. Видимо, некоторые подумали, что получили внеплановые каникулы и решили отдохнуть. Потом стало понятно, что карантин затянется и надо работать. Включились даже активнее, чем раньше. В апреле было много обращений с вопросами по поддержке. В основном, от общепита и организаций, связанных со спортом. Мы кому-то заморозили тарифы, кому-то сделали возвраты. В общем, по возможности помогли.
Скорее всего, из-за карантина в этом году у нас не будет сезонности, как обычно. Раньше в июне уже начинались просадки, сейчас их нет. У многих сгорели отпуска, потому что работодатели оформляли перерыв на карантин как отпуск. Туроператоры и транспорт не работают. Людям просто некуда ехать отдыхать, поэтому все работают. Я думаю, и мы, и наши клиенты за лето восстановим то, что потеряли в апреле-мае. А осенью или все-таки начнется отложенный сезон отпусков, или опять уйдем на карантин. Будем ориентироваться по ситуации.
Павел Федоров. Автор телеграм-канала «Норм работа».
После начала пандемии число вакансий панически уменьшилось и до сих пор не пришло в норму. Был всплеск в начале мая, сейчас опять затишье. Но даже во время тотальной самоизоляции компании продолжают искать людей в офисы в Москве. Тут уже ничего не исправить, вы сами знаете, что надо делать.
Олег Шураев. Редактор телеграм-канала xCareers.
Сразу после ввода карантина стало поступать на две трети меньше вакансий, чем обычно. В течение двух недель наблюдалось затишье, а около 50 % опубликованных вакансий были в офис.
У нас есть закрытый чат рекрутеров на две тысячи человек. В середине марта лишь 22 % его участников считали, что отклики на вакансии сохранятся на том же уровне, что и раньше. Другие прогнозировали спад на 20–80 %. Двух недель хватило, чтобы компании переосмыслили процессы и определились с должностями, которые можно перевести полностью на удаленную работу. С того момента начался рост числа публикации вакансий на удаленку.
12 мая 25 % опрошенных рекрутеров говорили, что начинают выходить на работу. Вскоре после этого поток вакансий достиг обычного уровня. Местами казалось, что их даже больше, чем было до карантина. Вновь начали появляться офисные вакансии, хотя подавляющее большинство сейчас удаленные.
Николай Шевчик. Создатель канала «Правки и замечания: фриланс и удаленная работа».
*У нас был небольшой рост обращений в начале режиме «самоизоляции» и резкое падение в начале мая, но к концу месяца динамика стабилизировалась. Падение можно связать и с майскими праздниками, и с общим коронаспадом. Удалённых вакансий стало больше, но большинство работодателей ищут удалённых специалистов, которые потом смогут работать в офисе. Самая популярная формулировка у рекрутеров: «сейчас удалёнка, потом офис». *
Можно ли говорить, что пик проблем бизнеса пройден? В каком-то смысле, да. Но с осторожностью. Ограничения постепенно снимают. Часть бизнесов уже вернулась к нормальной работе, оставшаяся − вернется в ближайшее время. Но эпидемиологи предупреждают о второй волне эпидемии осенью. Проверенной и готовой к выходу на рынок вакцины пока нет, поэтому нас может ждать еще один карантин.
Ни самый позитивный, ни самый негативный сценарий, скорее всего, не отыграют. Закрытие половины бизнесов в России, о котором говорили скептики, не состоялось. Но и поводов для позитива пока тоже недостаточно. Возникает важный вопрос, который мы вынесем в подзаголовок следующего подраздела.
Будет ли работа после карантина?
Уже месяц, как ведущие бизнес-издания рунета наперебой дают прогнозы о перспективах рынка труда после пандемии COVID-19.
Экономика и без пандемии коронавируса находится в ожидании технологической революции. Развитие робототехники и цифровых сервисов уже сейчас позволяет управлять многими процессами даже в технологической сфере удаленно. Но карантин наглядно показал, что российская экономика не готова активно работать с удаленщиками.
По данным РБК, только 20 % работодателей готовы частично оставить сотрудников на удаленке после снятия ограничений. Причем сразу уточним. Не 20 % от рынка. Это был бы прекрасный результат. 20 % от той трети компаний, что вообще решили попробовать. Нехитрые манипуляции с цифрами дают чуть больше 6 %. Шесть процентов от всех российских компаний в принципе готовы работать с удаленщиками.
По мнению хедхантера Алены Владимирской, работа в офисе может стать для сотрудников привилегией. Кризис заставит компании экономить. В том числе на размерах и оснащении офисов. Второстепенным сотрудникам в них просто не найдется места. Удаленка станет чем-то вроде места ссылки. Работай дома с личного компьютера. Дети? Домашние животные? Шумные соседи? Никого не волнует. Арендуй место в коворкинге за свой счет.
Естественно, в таких рамках мечта о пальме и работе из любой точки земного шара реалистична не больше надежды стать высокооплачиваемым диджитал-специалистом после прохождения двухдневного бесплатного марафона. Жесткие требования к присутствию онлайн, следящее ПО на домашнем компьютере, штрафы, если не ответил на рабочий вопрос в течение 15 минут, сложности с карьерным ростом − все это реалии, с которыми вчерашние офисные сотрудники могут столкнуться уже в ближайшее время. Таковы особенности российской корпоративной культуры. Тот факт, что они перетекут в онлайн, у меня почти не вызывает сомнений.
Что не так с удаленными сотрудниками?
В разных публикациях на эту тему представители бизнеса говорят примерно об одних и тех же проблемах.
Сложно контролировать, чем занят сотрудник. Офис и удаленка предполагают совершенно разные уровни контроля. Работа в офисе позволяет контролировать, ЧЕМ занимается сотрудник в рабочее время. Бизнесу, который привык заглядывать работнику через плечо и мгновенно реагировать на факапы вызовом на ковер, приходится сложно. Удаленка смещает акцент на результат работы. Выполнил − молодец. Сколько ты на это потратил времени, твоя проблема. Сделал за 4 часа − отдыхай. Провозился до ночи − могу посочувствовать. Не выполнил в дедлайн − увы, не сработаемся.
Скорость взаимодействия сотрудников. В офисе мелкий рабочий вопрос можно решить за 5–10 минут, просто подойдя к соседнему столу или организовав летучку. На удаленке надо собрать всех нужных людей в Zoom. Кто-то проверяет мессенджер раз в 5 минут, кто-то − раз в 10, на чьем-то телефоне ребенок вообще смотрит мультфильм про трех котов и на связь он не выходит. Решение ерундовой задачи может растянуться на час. Из-за этого рабочий день продолжается не с 10 до 19, а чуть ли не круглосуточно.
Технические проблемы. Если в офисе не хватает скорости интернета, ее можно увеличить. Если оборудование не справляется с задачами, его заменяют более современным. С домашним интернетом и ноутбуком так сделать не получается. Сервисы для видеоконференций тоже не совершенны. Обрывы связи, перебои со звуком и картинкой еще больше растягивают совещания и сбивают выступающих с мысли.
Проблемы с доступом к рабочим данным. Работа большинства средних и крупных компаний связана с базами данных и внутренними документами. Службы безопасности блокируют вынос из офиса информации, которая составляет коммерческую тайну. Есть проблемы и со специализированным софтом. Просто так перенести его на другой компьютер обычно нельзя. Если рабочий ноутбук можно взять домой, то с ПК так не получится. И даже если физическая возможность перенести софт на домашний компьютер есть, не факт, что он его потянет.
Как сотрудники реагируют на удаленную работу
Работодатели − ладно. Казалось бы, удаленная работа должна быть удобна самим сотрудникам, потому что оставляет больше времени для семьи и домашних дел. Но выясняется, что и здесь не все так просто. По опросам ВЦИОМа, у 20 % опрошенных в начале карантина не хватило навыков для работы из дома. Пришлось в срочном порядке осваивать мессенджеры, Zoom и другие сервисы для коммуникации с коллегами. Некоторым вообще пришлось изучать компьютер с нуля, потому что раньше работа не требовала навыков круче строительства фермы в «Однокласниках».
Выделяют респонденты и другие проблемы: помехи со стороны близких, невозможность организовать рабочее пространство и увеличение объема работы. Некоторым просто надоедает постоянно сидеть дома. Перемещение с работы домой и обратно дает хоть какую-то видимость смены обстановки. Многие говорят о выгорании, потому что работа дома не дает возможности нормально отдыхать.
ВЦИОМ: 61 % опрошенных недовольны удаленной работой.
Но, говоря о недостатках удаленной работы, нужно понимать четыре вещи:
- Людям пришлось перейти на удаленный формат вынужденно.
- Большинство людей не были готовы к переходу на удаленку: как психологически, так и технически.
- Переход на удаленку совпал с эпидемией и экономическим кризисом, нарушил планы на лето.
- Некоторых перевели на удаленную работу со снижением зарплаты или под угрозой увольнения.
Другими словами, сейчас слишком рано говорить, что удаленный формат совершенно точно не подходит большинству бизнесов. Как и о том, что на удаленке нормально работается только закоренелым интровертам. Если вторая волна пандемии все-таки состоится, и осенью мы опять отправимся на карантин, и бизнес, и люди будут готовы к переходу лучше. Не придется панически искать, где купить хорошие наушники с микрофоном и осваивать средства онлайн-конференций. Сами технические средства со временем станут надежнее и будут давать более качественную связь. Возможно, тогда изменятся и оценки эффективности удаленной работы.
Удаленная работа − это система навыков, которые нужно освоить.
Кстати, буквально на днях интернет-магазин Wildberries одним из первых в России заявил, что у них эксперимент с удаленкой во время карантина прошел успешно. Половина сотрудников головного офиса после пандемии продолжит работать дома.
Константин Рудов. Главный редактор SMMplanner.
Хочу отметить, что часть руководителей, которых я видел, относились к удаленным сотрудникам с пристрастием. К тем у них были постоянные подозрения, что удаленщики недостаточно погружаются в проект, отдают куда-то свое внимание более приоритетно, увиливают от работы, создают видимость занятости. По моим же наблюдениям, эти подозрения почти всегда оказывались неоправданны. Отмечу также, что все такие руководители были старше 45 лет. Возможно, старшему поколению сложнее принять уже, на самом деле, давно не новые реалии.
Самые востребованные удаленные профессии после карантина
Реклама некоторых инфобизнесменов искажает представление о рынке труда удаленных сотрудников. Возникает ощущение, что интернет − это что-то вроде Дикого Запада. Чтобы покорить его, достаточно храбрости и хорошего револьвера. Причем «храбрость» они тщательно культивируют мотивирующими книгами и статьями, а револьвер обещают вручить на курсах. Иногда даже на бесплатных двухдневных марафонах.
На самом деле, рынок труда удаленщиков мало отличается от офлайна. Здесь тоже ценится опыт и реальные компетенции. Здесь тоже надо упорно работать, чтобы не было проблем с занятостью. Основы закладываются хорошим обучением от практиков. А квалификация формируется постепенно, годами практики.
Посмотрите, что предлагают площадки с вакансиями.
Без опыта готовы брать соискателей на должности продажников, помощников, консультантов и работников колл-центров. Как правило, это низкооплачиваемая работа с большой загрузкой и текучкой кадров. Попадая сюда впервые и рассчитывая на быстрые деньги, многие их не добиваются и быстро возвращаются в офлайн. И только укрепляются во мнении, что удаленка − это лохотрон. Но на самом деле, проблема в изначально неадекватных ожиданиях.
Опытных сотрудников ищут на должности в сфере IT и интернет-маркетинга. Есть удаленные вакансии для бухгалтеров, специалистов по управлению проектами, дизайнеров, архитекторов, продуктовых аналитиков, инженеров, эйчаров. Все это специальности, которые требуют опыта и соответствующего образования.
На удаленке нет быстрых и легких денег для любого желающего.
О том, какие специалисты нужны на удаленке в сфере диджитал прямо сейчас, рассказывают руководители телеграм-каналов с удаленной работой.
Павел Федоров, автор телеграм-канала «Норм работа».
Сейчас особенно туго с вакансиями для совсем начинающих. Компании для подстраховки ищут людей с опытом. Большинство вакансий для новичков — это лохотроны, холодные звонки или мутные вакансии, где требуются девушки 20–24 лет без опыта работы.
Основная масса вакансий конца мая / начала июня — это продажи. Всем нужно баблишко, все хотят продавать. По скриптам, через Instagram*, по входящим звонкам, по холодным — как угодно. В обычное время таких вакансий тоже много, но прямо сейчас никому не нужны копирайтеры, всем нужны продавцы.
Олег Шураев. Редактор телеграм-канала xCareers.
Больше всего мы получаем вакансий на поиск разработчиков. Меньше всего спрос на копирайтеров, дизайнеров и других креативщиков. В июне поток начал ослабевать, но мы думаем, что спрос на удаленщиков вырастет. Может быть вторая волна пандемии, поэтому рисковать с офисом стремно.
Николай Шевчик. Создатель канала «Правки и замечания: фриланс и удаленная работа».
Скорее всего, после карантина спрос на удаленщиков вырастет. В новой реальности к офисам будет больше требований: дезинфекция, предоставление индивидуальных средств защиты, дистанцирование рабочих мест, специальное обустройство общих зон. Это всё тратит время и деньги работодателя. Проще найти сотрудников, готовых работать на удалёнке и у которых уже есть обустроенное рабочее место дома. Хватит ли таких людей на всех работодателей? Думаю, вряд ли.
Сейчас мы видим высокий спрос на вакансии среднего звена: дизайнер, разработчик, редактор, менеджер по продажам и другие. Ниже на руководящие или начальные позиции: стажёры, junior-специалисты, руководители проектов и другие. Одни обучают и следят за общим процессом, общаются с представителя других отделов или компаний. Этим удобнее заниматься из офиса. Других, наоборот, самих нужно контролировать. На удаленке это сложно.
Итак, подытожим.
- Карантин серьезно ударил по бизнесу, но худшие сценарии пока не сбываются. Компании уже восстановили потери конца апреля − начала мая или скоро это сделают. При этом офлайновый бизнес пострадал сильнее онлайна.
- Глобальных изменений рынка труда и массового перевода сотрудников на удаленку, скорее всего, не будет. Двухмесячный карантин показал, что ни психологически, ни технически большинство бизнесов не готовы к полноценной работе в удаленном режиме. При этом некоторые источники отмечают рост количества вакансий с удаленным режимом в сравнении с докарантинным периодом. Но пока статистики недостаточно, чтобы оценить ситуацию объективно.
- Существует опасность второй волны пандемии, нового карантина и ужесточения требований к организации офисных пространств. Бизнесу нужно готовиться к этому уже сейчас и в течение лета отработать кризисные стратегии.
- Пока бизнес и сами сотрудники оценивают опыт удаленной работы негативно, но это во многом связано с сопутствующими обстоятельствами. Пока преждевременно говорить о том, что работа большинства бизнесов и самих сотрудников в таком режиме невозможна.
- Самым высоким спросом на рынке удаленного труда пользуются специалисты среднего уровня: разработчики, специалисты по разным направлениям интернет-маркетинга, продажники. Для начинающих работы меньше.