Привет!
Я стараюсь делать так, чтобы каждый выпуск колонки был необычным и удивлял читателя. В этот раз будет психологический разбор фильма. И это не случайно.
Есть тема, которая волнует меня уже около трех лет. Ее можно обозначить следующими вопросами:
- Делает ли критика нас сильнее?
- Правда ли, что если нас хвалить и поощрять, мы расслабимся и перестанем развиваться?
- Действительно ли страдание необходимо, если хочешь чего-то достичь?
На этой неделе я посмотрел фильм «Одержимость» 2014 года. И он подвел жирную черту в этих моих размышлениях.
Ниже поделюсь выводами, но сначала дайджест. Не уходите далеко. Это будет длинное письмо.
15 проверенных способов заработка в ТикТоке
SMM-щику полезно знать для общего развития. А может и пригодится что. Загляните, читается быстро и легко.
Как добавить несколько фото в Историю Инстаграма*: фишки и фокусы
Освойте весь технический функционал работы с Историями и делайте их еще более интересными.
Хештеги для лайков в ТикТоке: подборки и рекомендации по использованию
От ТикТока, видимо, никуда не деться. Надо осваивать, если еще не.
И еще статьи этой недели:
- Как добавить фото в Инстаграм* с телефона: 3 способа с инструкциями
- Как выложить пост в Инстаграм* с телефона через приложение и галерею: инструкция
- Идея для сторис «Рекомендация».
Итак. Если не смотрели «Одержимость», посмотрите хотя бы трейлер. Суть сюжета будет понятна.
Коротко. Есть два героя. Эндрю Ниман и Терранс Флетчер. Эндрю хочет стать великим барабанщиком, а Терранс выступает его наставником. Репетиции больше похоже на жестокую дрессуру. По большому счету в фильме больше ничего не происходит, и если я буду описывать конкретные события, они не дадут вам ничего для понимания обсуждаемой темы, зато могут подпортить впечатление от просмотра.
Прежде чем я ударюсь в многословный разбор, сразу предупрежу. Всё это – не о фильме. Я хочу обсудить жизненную проблему, а эта картина – лишь учебный образец, чтобы рассмотреть вопрос в вакууме. Теперь поехали.
Посмотрев отзывы и рецензии, я был удивлен, как много зрителей увидели этот фильм мотивирующим. Будто бы он рассказывает о преодолении, развитии личности и гениальности. Для меня он от начала до конца был о больном честолюбии и садомазохистических отношениях, в которых творчество и успех являются лишь ширмой для самоутверждения. Как выяснилось из интервью, мое видение разделяет режиссер. Можете прочитать самый конец. Вот его вольный перевод:
«Я думаю, что отношения между Флетчером и Эндрю всегда будут в определенной степени ущербными, стрессовыми. Флетчер всегда будет считать, что он остался в выигрыше, а Эндрю будет печальной, пустой оболочкой живого человека, и к тридцати годам он умрет от передозировки наркотиками. Мой взгляд на их будущее довольно мрачен. Было бы замечательно вставить этакую сцену после титров в духе Марвел и написать там: "О, между прочим, к тридцати он умрет от передозировки наркотиками". Это было бы похоронами Эндрю. И прощальным словом Флетчера было бы: "Неблагодарный ты херов мальчишка"».
Поэтому кинокритики, которые говорят, что этот фильм о том, что без труда не выловишь рыбку из пруда, идут лесом.
Разберем двух главных героев.
Эндрю Ниман.
Он испытывает болезненное желание доказать себе и окружающим свою особенность, исключительность. Ради этого он готов жертвовать человеческим в себе. Начать оскорблять своего друга, как только увидел его как конкурента. Он ведет себя высокомерно с родственниками, отталкивает любящего его отца.
Причина проста – в детстве его с отцом бросила мать. И теперь, понимает он это или нет, он пытается доказать ее фигуре в своей голове, что она совершила ошибку. Доказать, что он особенный, он не такая посредственность, как его отец, она зря бросила его «заодно». Он хочет стать великим барабанщиком и тогда мать о нем узнает и пожалеет о том, что бросила такого талантливого мальчика.
Так как он нацелен на эту фигуру отвергающего родителя, он моментально вычисляет в толпе тех, кто подходит на эту роль. Он предлагает встречаться девочке на кассе кинотеатра и первое, что она говорит ему на это: «Уходи! Я не хочу с тобой разговаривать!». Когда он уже развернулся уходить, она быстро сказала, что пошутила. Странная шутка, да? Мне кажется, она сама не ожидала от себя такой быстрой бессознательной реакции и не придумала ничего лучше, как назвать это шуткой. Но почему реакция была именно такой?
Он ведет себя так, выглядит так, что у окружающих возникает необъяснимое желание его отвергнуть в той или иной форме. И когда их отношения налаживаются, он сам ее бросает. Потому что если не отвергают его, он отвергает сам. Он не знает, как быть в отношениях без отвержения.
Рыбак рыбака видит издалека и его путь сходится с другим таким же травмированным человеком. Его зовут…
Терренс Флетчер.
Терренс лишен эмпатии. Отягчающим обстоятельством служит то, что он дает себе право на такое поведение, потому что думает, что все это ради великой цели. Он хочет обрадовать человечество появлением нового гения. И он думает, что стать высококлассным профессионалом можно только пройдя через мощное психическое страдание.
Флетчер настолько надломлен высокомерием, что выглядит крайне одиноким. Ему нужен человек «в его ритме». Кто-то, кто видит мир под таким же больным углом, и с кем можно будет как можно дольше и интенсивнее отыгрывать садомазохистские сценарии.
Он связывает то, что одного из великих музыкантов унижал его наставник, с тем, что тот стал великим. Но как мы можем провести эту взаимосвязь? Он стал великим, потому что его унижали, превратили его любимое увлечение в кровавую гонку за результатами? Или вопреки этому? Или это вообще никак не связанные друг с другом вещи? Отдельно – его успехи в профессии. Отдельно – то, что он позволял над собой издеваться под благовидным предлогом.
Когда мы жестко критикуем кого-то, а потом говорим: «Я хочу, чтобы ты стал лучше! Я хочу, чтобы ты рос над собой и своими ошибками! Ты способен на большее!», действительно ли мы желаем человеку добра? Или все же это уловка, чтобы скрыть от самого себя, что мы завидуем другому и/или хотим самоутвердиться за его счет.
Как отличить критику, которая идет из добрых побуждений, от той, которая нас разрушает? У меня нет ответа на этот вопрос. Проблема в том, что когда человек подчиняется травме, он видит такое обращение с собой как норму. И так же он видит такое собственное поведение по отношению к другим как нормальное. Для него это проявление заботы.
Вывести формулу, которая проведет границу между насилием и добром, я не могу. В каждой ситуации много нюансов и переменных. Нужно опираться на свое ощущение. И, на мой взгляд, лучше перебдеть, чем недобдеть.
Давайте посмотрим глобально. Можно сказать: «Да, их отношения не назовешь здоровыми, а их – счастливыми. Но зато они создают искусство высочайшего качества!». Здесь у меня такой вопрос:
Неужели высокое качество не может родиться из непринужденного интереса к делу, желания сделать для других что-то красивое и полезное?
Если говорить в целом про фильм – горячо рекомендую к просмотру. Актерская игра, динамика, музыкальный и видеоряд – на высочайшем уровне.
Подводя итог – если уметь слышать свои ощущения, можно не допустить ситуаций, когда на тебе самоутверждаются под видом заботы. И еще получится определять, чем мы занимаемся ради положительной оценки других, а чем – из интереса к самому делу.
По моим наблюдениям, у всех в этом происходит прогресс, хоть и с разной скоростью. И часто с возрастом человек становится честнее с собой и более расслабленным по поводу незначительных вещей.
Обратную связь по всему нашему контенту можете писать мне в ВК, ФБ или ТГ (@rudovko).
До встречи через неделю! И на прощание ссылка на наш телеграм-бот: