Привет!
Продолжаю откликаться на темы, которые предлагают читатели дайджеста. В этот раз обсудим писательский блок. Это аналог творческого кризиса для работы с текстом.
Если читаете по-английски, рекомендую статью “Writer’s Block: 30 Ways to Roundhouse Kick it in the Face”. В ней описаны рабочие методы быстро справиться с блоком, и прибавить к ним мне особо нечего.
Хочу разобрать другой аспект проблемы – почему на определенном этапе развития в профессии блок может посещать особенно часто, а то и висеть постоянно, развивая полное отвращение к тому, чтобы что-то писать.
Перед этим посмотрим, что нового в блоге.
Статья рассчитана на новичков в SMM и на тех, кому сложно дается жанр продающих постов.
Проверьте себя, не пользуетесь ли вы дедовскими методами для этой операции. Автор поделился двумя наиболее эффективными способами на его взгляд. Если знаете лучше, делитесь в комментариях.
В генераторе идей постов 2 обновления:
Теперь к теме дайджеста. Несмотря на то, что из каждого угла можно услышать, что текст должен решать задачу, должен быть в мире читателя, в какой-то момент акценты в работе могут сместиться. Могу выделить такие этапы развития профессионализма работы с текстом:
– Сбор теории работы с текстом, попытка выехать на школьных и институтских знаниях. Обычно за всё, созданное на этом этапе, потом стыдно, и в портфолио ранние работы не выставляют :-)
– Работа с текстом понимается как технология. Возникает ощущение, что получается качественный продукт, а с ним – большее вдохновение и удовольствие от работы.
Мозг как всегда хочет идти простым путем. Он выявляет закономерности, по которым текст получается хорошим, и процесс все больше автоматизируется. Там, где раньше он напрягался, погружался и включался на полную, теперь всё идет по шаблону. Автору даже может начать казаться, что он познал глубины профессии. На этом этапе многие уходят обучать других. Хотя именно этот этап является переходным к тому, когда может начаться настоящая работа над текстом.
Как это часто бывает перед выходом на принципиально новый уровень понимания в чем-то, перед этим сгущается тьма. Уходит интерес, может прийти разочарование в профессии или собственных силах. У кого как. Главное, что нужно знать об этом этапе:
Теперь, когда технология известна, пришло время решить следующие моменты: раскрыть свою индивидуальность как автора, сфокусироваться на решении задачи для читателя, начать относиться к написанию текста как к ремеслу, а не как к творчеству.
Раскрыть индивидуальность
Важно не обезличиваться по время написания текста, а чувствовать, что ведешь коммуникацию с настоящим живым человеком, а не просто набираешь буквы. И так же важно понимать, что в тексте речь идет о реальных бытовых ситуациях, а не просто копирование информации из других статей и слов экспертов. Не терять связь с реальностью. А когда с текстом работаешь много и ежедневно, эту самую связь легко утратить.
Раскрыть индивидуальность в этом контексте – значит быть живым, и делать свой текст живым и прочувствованным. Отдавать себе отчет в том, – сказал бы то же самое, если бы общался с читателем вживую один на один, или нет.
Раскрыть индивидуальность – это не про особый авторский стиль, не про яркие сравнения и невероятное чувство юмора. Всё это может быть, но как следствие того, что автор начинает пропускать текст через себя и свою совесть.
Сфокусироваться на решении задачи
Текст не ценен сам по себе. Он должен решать задачу. Писательский блок часто наступает, когда автор текста начинает относиться к себе как к писателю. И начинает любоваться собой через текст. И чем больше он любуется, тем меньше ему нравится то, что он делает. И это не придирки к себе, тексты, созданные с таким подходом, действительно хуже.
Здесь нужно выдохнуть и вспомнить, что всем наплевать на автора, его образ и внутренний мир. Читатель пришел решить какую-то свою задачу, даже если во время чтения он не может ясно ее сформулировать.
Так вот выйти из писательского блока помогает понимание, что тексты решают проблемы читателей. И именно желание решать проблемы, а не красиво писать, двигает профессиональный рост дальше. Как-то услышал такую фразу:
Когда работа перестает нравиться, можно наконец-то начать делать ее хорошо.
Относиться к работе с текстом как к ремеслу
Считать работу с текстом творческой – опасно. Так можно начинать ждать особого вдохновения и навязывать художественную ценность там, где она не нужна. Думаю, что мало кто из специалистов, плотно работающих с текстами больше 5 лет, считают свою профессию творческой. От понятия «творчество» вообще больше вреда, чем пользы.
Если убрать это слово из понятийного аппарата, граница между творчеством и нетворчеством пропадает, и так быть мне гораздо приятнее.
Выражаю глубокую благодарность каждому, кто так или иначе отзывался на дайджесты, надеюсь, ручеек обратной связи не иссякнет, а будет только расти. Предлагайте новые темы для обсуждения. Пишите мне в ВК, ФБ или ТГ (@rudovko).
До встречи через неделю! И используйте Генератор идей для постов